|
2. Ресурсное обеспечение деятельности образовательного
учреждения
Характеристика материально-технической базы
Прогимназия
функционирует в типовом здании детского сада, постройки 1994
года. Материально – техническая база образовательного учреждения
позволяет осуществлять качественную подготовку выпускников.
Учреждение располагает необходимыми групповыми комнатами,
учебными кабинетами и иными помещениями: оборудован кабинет
интеллектуального развития, компьютерный класс, кабинет
иностранного языка, кабинет хореографии и т.д. Начата работа по
созданию медиатеки. Имеется выход в Интернет, оборудованы места
свободного доступа для учащихся и педагогов. В прогимназии
имеются два оборудованных спортивных зала, спортивная площадка,
медицинский и физиопроцедурный кабинеты, оснащенные
необходимой аппаратурой, стоматологический кабинет, изолятор,
актовый зал, столовая на 80 посадочных мест. Общая
направленность работ, выполненных администрацией, педагогическим
коллективом и родителями за последние годы, соответствует
требованиям по эксплуатации здания, оборудования и мебели, и
поддержанию их в исправном состоянии. Все группы детского сада и
классы начальной школы оборудованы ростовой мебелью, имеется в
достаточном количестве мягкий и жесткий инвентарь.
Систематически приобретаются
учебно-методические пособия, книги, игрушки, технические
средства обучения. На сегодняшний день в прогимназии в каждом
классе и группе детского сада имеются магнитофоны. Оформлены
игровые зоны и зоны отдыха.
В
настоящее время серьезное внимание уделяется обеспечению
доступности информационных ресурсов:
§
обеспеченность
учебниками и медиаресурсами;
§
доступность
для всех участников воспитательно-образовательного процесса
информации об образовательном учреждении и системе образования в
целом.
Для наиболее эффективной
организации учебно-воспитательного процесса в 2007-2008 учебном
году, формирования у дошкольников и младших школьников
информационной компетентности в прогимназии полностью обновлен
компьютерный класс. Обновление парка компьютерной техники
произошло за счет средств,
полученных за победу в городском конкурсе на «Лучшие
образовательные учреждения дошкольного и дополнительного
образования детей г.о. Тольятти, активно реализующие
инновационные образовательные программы».
Обеспеченность учащихся
прогимназии учебниками
за счет школьной библиотеки и приобретенных в личное пользование
составляет 100%.
В сравнении с предыдущим
учебным годом:
·
увеличилось
обеспечение учащихся учебниками за счет фонда школы;
·
увеличилось
число методической и художественной литературы.
Библиотечный фонд
|
На 01.09.2006 |
На 01.09.2007 |
На 01.09.2008 |
Учебники |
3987 экз. |
3006 экз. |
3607 экз. |
Методическая и художественная литература |
1145 экз. |
1281 экз. |
1281 экз. |
Всего |
5132 экз. |
4287 экз. |
5036 экз. |
Экономическая эффективность деятельности образовательного
учреждения
Процент
исполнения бюджета составляет 99,9%, что на 0,2 выше, чем
средний показатель по городу.
Процент внебюджетных поступлений от
общего бюджетного финансирования составляет 32,6 % (средний
показатель по городу- 30,2). Привлечение внебюджетных средств
способствовало решению стратегических задач образовательного
учреждения.
По итогам балансовой комиссии отмечен
высокий уровень эффективности финансово-хозяйственной
деятельности прогимназии.
Характеристика
кадрового потенциала.
|
В начальной
школе и детском саду прогимназии учебно – воспитательный
процесс полностью обеспечен квалифицированными кадрами.
Педагогический коллектив
образовательного учреждения насчитывает: 27 человек в
начальной школе и 29 человек в детском саду. В штате
есть библиотекарь и психолог. |
Кадровый состав в
целом достаточно стабилен, достиг высокого уровня
профессионализма и ответственности за результаты своего труда.
Основная часть педагогического коллектива приходится на самый
трудоспособный возраст, способный к образованию и
самообразованию. Средний возраст педагогов прогимназии – 30 – 40
лет. Около 50% педагогов имеет опыт работы от 11 до 20 лет, что
положительно сказывается на работе образовательного учреждения.
|
Качественный состав по уровню образования:
- высшее образование – 67%;
- среднее специальное – 33% |
|
Около 76%
педагогов имеют высшую и первую квалификационные
категории,8,1% - вторую квалификационную категорию и
лишь 15,5% педагогов не проходили аттестацию, причем
большая часть из них это молодые специалисты. |
Глубокая
планомерная методическая работа, нацеленная на формирование у
педагогов мотивации к повышению их профессионального уровня,
приносит, несомненно, положительные результаты. За последние
годы на 33 % увеличилось число педагогов, имеющих высшую и
первую квалификационные категории. В образовательном учреждении
создана и успешно работает разноуровневая методическая служба.
Педагоги (свыше 75%) принимают активное участие в работе
творческих групп, созданных на основе общности интересов или по
решению стратегических задач ОУ.
За последние три года 120% учителей и
воспитателей прошли курсы повышения квалификации.
Значительно
повысилась степень участия педагогов в конкурсах
профессионального мастерства муниципального, регионального и
федерального уровней.
Коллектив прогимназии может
гордиться победами наших педагогов в конкурсах профессионального
мастерства «Учитель года». Золотухина Марина Александровна в 2007 г.
стала победителем конкурса в номинации «Педагогический артистизм и
вдохновение» на городском уровне и лауреатом областного. Ее работа была
отмечена представителем Всероссийского конкурса «Учитель года».
Астафьева О.Ю. и Жучая И.М. являются лауреатами данного конкурса.
Педагоги
Золотухина М.А. и Жучая И.М. стали победителями Конкурса лучших учителей
Самарской области в рамках ПНПО.
|
Воспитатели детского сада и учителя начальной школы
эффективно используют в своей работе современные
образовательные технологии, такие, как:
- развивающее обучение;
- проектный метод;
- технологию сюжетно – ролевой игры;
- игровые технологии;
- ТРИЗ и РТВ;
- групповую работу и т.д. |
Управление образовательным учреждением
Управление МОУ
осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом,
на принципах единоначалия и самоуправления. Формами
самоуправления МОУ являются Конференция, Совет прогимназии и
Педагогический совет.
В основу
разработки системы управления МОУ положены следующие принципы:
·
активность участников педагогического процесса в
разработке системы управления;
·
согласованность действий участников в реализации
программы развития МОУ;
·
коллегиальность управления в сочетании с
персональной ответственностью каждого члена коллектива;
·
стимулирование творчески работающих педагогов;
·
развитие межфункциональных связей структурных
подразделений системы.
Расширяются права родителей в
управлении МОУ. В соответствии с принципом «ответственного
участия» в структуре управления прогимназией создан
родительский комитет. Родительский комитет взаимодействует с
Педагогическим советом, Советом прогимназии, администрацией МОУ,
представители комитета входят в состав Конференции.
К компетенции родительского
комитета МОУ относится разработка предложений по следующим
направлениям:
·
охрана прав и законных интересов воспитанников и
обучающихся;
·
внесение предложений по улучшению организации
образовательного процесса;
·
охрана и укрепление здоровья воспитанников и
обучающихся;
·
организация совместных мероприятий работников
учреждения, родителей и воспитанников и обучающихся;
·
подготовка учреждения к новому учебному году.
Созданная в МОУ структура управления
позволяет решать стратегические задачи, стоящие перед
педагогическим коллективом.
Большое внимание уделяется
созданию безопасных
условий для пребывания воспитанников, обучающихся и сотрудников
в образовательном учреждении через приведение к соответствию
условий, соответствующих противопожарным, санитарным и
техническим нормам и правилам.
Следует сказать о большой
работе по ремонту пищеблока, которая включала в себя замену
настенной и напольной плитки, смену дверных блоков, покраску
стен и потолков, частичную замену кухонного оборудования.
Косметические ремонты групповых и классных комнат позволили на
высоком уровне подготовить образовательное учреждение к новому
учебному году.
С целью обеспечения
безопасности воспитанников, обучающихся и сотрудников в июле
2008 года в прогимназии было установлено видеонаблюдение.
Анализ организации рационального
учебного процесса показал, что в целом в образовательном
учреждении соблюдаются гигиенические нормы и требования
организации учебного процесса, требования к использованию
технических средств в обучении, рационально организованы уроки
физической культуры, внедряются и используются адекватные методы
и методики обучения.
Для оценки соблюдения гигиенических
норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной
нагрузки школьников в ОУ используют действующие СанПиНы. В
каждом учебном кабинете имеется инструкция по технике
безопасности и правилам пользования
TCO,
утвержденная руководителем образовательного учреждения.
III Формирование системы защиты детства,
сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников
1. Обеспечение физического здоровья
Деятельность образовательного учреждения по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся и воспитанников осуществляется по следующим
направлениям:
-
организация рационального
учебного процесса;
-
организация оптимального
двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
-
организация работы по
формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Большое
внимание уделяется так же повышению педагогического мастерства и
деловой квалификации педагогов МОУ в области современных оздоровительных
технологий.
Организация
физического воспитания обучающихся в учреждении определяется учебными
программами по физической культуре, программой занятий с учащимися,
отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и
другими документами.
Одной из важнейших задач по реализации
здоровьесберегающих технологий является максимально возможное
использование методов, приёмов, методик обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям обучающихся.
В ОУ используются следующие
здоровьесберегающие образовательные технологии:
§
дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;
§
технология оздоровительных упражнений на мячах;
§
технологии оздоровительных мероприятий по Базарнову (начальная
школа)
§
гимнастика до занятий;
§
динамические паузы;
§
технология оздоровительного бега после прогулки;
§
технологии оздоровительных упражнений по профилактике
плоскостопия с использованием массажных ковриков
§
технология оздоровительных занятий в бассейне;
§
гимнастика «Маленьких волшебников»;
§
система подвижных игр (в том числе на свежем воздухе);
§
Пальчиковая гимнастика;
§
Технология проведения физкультминуток;
§
Гимнастика для глаз (по Аветисову Э.С.);
§
Система массовых физкультупно-спортивных праздников, развлечений.
Данная
информация позволяет говорить о том, что в целом в общеобразовательном
учреждении учебный процесс выстраивается с учетом потребностей и
индивидуальных особенностей учащихся.
В учреждении администрацией осуществляется
контроль за введением инноваций в учебный процесс: посещаются и
анализируются уроки, изучаются классные журналы с целью проверки
программ, выявления системы опроса, индивидуальной работы с учащимися,
состояния успеваемости, дозировки домашних заданий.
В целях предупреждения отрицательных
последствий внедрения отдельных технологий, администрацией
систематически проводится оценка перегрузки учащихся: утомления,
усталости, работоспособности, напряженности.
Важным условием
укрепления и сохранения здоровья детей является обеспечение
нормативного объема двигательной активности воспитанников и
учащихся. В прогимназии отмечается положительная динамика числа
воспитанников и обучающихся, посещающих занятия
спортивно-оздоровительной направленности.
В общеобразовательном учреждении
наметилась устойчивая тенденция к росту объема двигательной активности
ребят. Так, в прогимназии реализуются
различные режимы двигательной активности обучающихся. Например, режим,
включающий 3 урока физической культуры в неделю, физкультминутки на
уроках, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, часы
здоровья в группе продленного дня и другие формы двигательной
активности.
Наиболее значимыми показателями,
характеризующими уровень физического здоровья детей, помимо показателя
«группа здоровья», являются уровень физической подготовленности и
уровень заболеваемости детей.
В сравнении с прошлым годом возросла
общая доля дошкольников и учащихся начальной школы прогимназии, имеющих
соответствующий требованиям стандарта уровень физической
подготовленности.
Тем не менее, при отмеченной
положительной динамике, остается процент детей с низким уровнем
физической подготовленности. С целью изменения сложившейся ситуации в
образовательном учреждении предполагается разработка и реализация
проектной линии, направленной на развитие физических качеств детей.
Другим подтверждением
качественных перемен состояния физического здоровья является
стабилизация уровня заболеваемости дошкольников и снижение количество
пропусков по болезни в прогимназии, а также устойчивая тенденция к
снижению процента впервые выявленных (за время обучения) «школьных»
(нарушение осанки, зрения) патологий у учащихся.
Одно из важных условий сохранения
здоровья – организация питания учащихся и воспитанников. В
образовательном учреждении отмечается устойчивая тенденция выполнения
норм питания за счет его сбалансированности. Следует отметить 100 %
охват горячим питанием учащихся начальной школы, что благотворно влияет
на сохранение и укрепление здоровья детей.
Коллектив учреждения уделял
большое внимание поиску новых подходов к оздоровлению детей,
базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге
состояния здоровья каждого ребенка и учете особенностей его организма,
индивидуализации профилактических мероприятий.
Обеспечить воспитание здорового ребенка позволяло
сотрудничество медицины и педагогики, четко организованный
медико-педагогический контроль, в которые входили:
ü
медицинское обследование состояния здоровья и физического
развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной
работы;
ü
педагогическая диагностика развития физических качеств и
физической подготовленности ребенка,
ü
медико-педагогические наблюдения за методикой
физвоспитания и закаливания детского организма, за соответствием
нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
ü
санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся
физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим
состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.
|